Взревел мотор, мотоцикл резко сорвался с места и устремился вперед.
До соседнего поселка оставалось каких-нибудь полкилометра, как вдруг забарахлил мотор...
Предотвратить такие неожиданности помогает электроника. В мотоцикле, оборудованном электронной системой
зажигания, значитель- но снижается нагрузка на контакты прерывателя, а увеличение энергии искры позволяет
двигателю устойчиво работать на обедненных горючих смесях. Сегодня мотолюбителям известны уже десятки таких
схем. Мотороллеры с электронным зажиганием выпускаются даже серийно. И все же для конструкторов работы здесь
непочатый край. В устройстве электронного зажигания используется прерыва- тель со скользящим контактом,
выполненный из латуни. Прерыватель осуществляет управление углом опережения зажигания в зависи- мости от режима
работы двигателя. А на двухтактных двигателях с одним и двумя цилиндрами можно даже изменять направление
вращения коленчатого вала (реверс), получая таким образом задний ход. Это особенно необходимо для мотоцикла с
коляской в условиях бездорожья.
Схема электронного зажигания (рис. 1) содержит преобразователь на транзисторах Т1, Т2, высоковольтный
выпрямитель на диодах Д6, Д7, тиристор КУ202М и накопительный конденсатор С2. Управляющий ток тиристора
формируется в цепи RIO, T3, R6. При замыка- нии контакта прерывателя транзистор ТЗ открывается, и тиристор
включается. В результате конденсатор С2, напряжение на котором составляет около 450 В, разряжается на
первичную обмотку бобины. Возникает искра. После включения тиристора напряжение на его аноде падает почти
до 0. Одновременно прекращается и управляющий ток. Благодаря ограничению длительности заднего фронта
управляющего импульса схема устойчиво работает и на максимальных оборотах двигателя. В схеме электронного
зажигания применены следующие детали. Конденсаторы Cl, С2 - МБГО, СЗ - МБМ. Постоянные резисторы - МЛТ,
кроме R2, который наматывают на каркасе резистора ВС-1,0 нихромовой проволокой 0 0,2 мм. Трансформатор
преобразователя намотан на сердечнике Ш14Х14 мм, набранном из стальных пластин. Обмотки I, II содержат по
15 витков провода ПЭВ-1 0,27, III, IV - по 30 витков ПЭВ-1 0,55, V - 640 витков, VI - 1360 витков провода
ПЭВ-2 0,12.
Электронная схема выполнена методом объемного монтажа на алюминиевом шасси. Его устанавливают
в багажнике там, где находится мотоаптечка. Электронное зажигание подключают к электросистеме мотоцикла
через разъем: панельку и цоколь от восьми- штырьковой радиолампы (рис. 2).
При необходимости можно перейти и на обычную систему зажигания: в панельку разъема вместо прежнего цоколя
от лампы вставляют новый с перемычками (рис. 3). При этом нужно установить и прежний прерыватель, так как
новый работает только с электронной схемой.
Устройство прерывателя - на рисунке 4.
Ротор крепится на цапфе коленчатого вала вместо кулачка. Основание устанавливается на посадочное место
старого прерывателя. На основании имеется отгиб, к которому приклепана изоляционная планка. На ней закреплены
щетки, от которых сделаны отводы. Щетки выполнены из стальной проволоки 0 0,8 мм. Ротор состоит из изоляционной
втулки, в которой сделан паз в форме ламели. Ламель крепится в пазу втулки с помощью клея БФ-2. После того как
клей высохнет, наружную поверхность ротора обрабатывают на токарном станке до 024±О,5 мм. Искра возникает при
замыкании контакта прерывателя. Ближайшая к корпусу щетка обеспечивает позднее зажигание. Оно необходимо при
заводке двигателя. Средняя щетка используется на всех режимах, кроме режима движения с большой скоростью по
хорошей дороге. В последнем случае используется крайняя щетка, обеспечивающая наибольшее опережение зажигания.
Реверс двигателя осуществляется следующим образом.
При заторможенном заднем колесе с выжатом сцеплении включают первую передачу. Устанавливают раннее зажигание и
путем неполного включения сцепления двигатель притормаживают. В какой-то момент при этом происходит реверс
двигателя: инерции маховика не хватает для преодоления давления в цилиндре, развивающегося от слишком ранней
вспышки (явление отдачи). Этот момент четко ощущается. Тотчас необходимо выжать сцепление, добавить газ и
переключить зажигание на среднее положение. Замыкание контактов произойдет на другом срезе полукольца, и
двигатель будет нормально работать в обратном направлении. В этом случае загорится контрольная лампа красного
цвета, указывающая, что аккумуля- тор не заряжается. Обратный реверс можно осуществить тем же способом или,
заглушив двигатель, завести его вновь. При этом контрольная лампа зарядки снова погаснет.
Подобный прерыватель эксплуатируется уже в течение трех лет на мотоциклах ИЖ-56 и "ИЖ-Планета".
В условиях самых разнообраз- ных дорог и бездорожья с неоднократным использованием реверса пробег
с электронным зажиганием - более 20 тыс. км.