**************** ****************
Ремонт двигателя МТ10-32 Днепр-11.
********************************
Необходимость в ремонте двигателя возникает при потере им мощности, повышенном расходе топлива и масла,
уменьшении компрессии в цилиндрах, появлении посторонних шумов при работающем двигателе.
Эксплуатационный расход бензина не должен превышать на 15 % контрольного расхода, а потери масла на
угар не должны превышать 300 см'на 100 км.
Внимание! Если эти показатели не выдерживаются, двигатель необходимо ремонтировать.
Давление в системе смазки проверяется контрольным манометром, который присоединяется в двигателях МТ к
картеру вместо датчика давления масла.
Если давление на прогретом двигателе при средней частоте вращения коленчатого вала меньше 0,3 Мпа
(3 кгс/см2), а при минимальной частоте вращения холостого хода составляет меньше 0,13 Мпа (1,3 кгс/см2),
то это свидетельствует о неисправностях в системе смазки, износе шейки коленчатого вала в месте
сопряжения с передним корпусом подшипника или вкладышей шатунных шеек коленчатого вала.
Такой двигатель подлежит ремонту.
Компрессия в цилиндрах проверяется прокручиванием коленчатого вала двигателя рычагом пускового
механизма при закрученной и выкрученной свече зажигания.
В исправном двигателе упругое сопротивление газов при такте сжатия с вкрученной свечой должно быть
больше, чем без свечи.
Если усилие сжатия с открытым и закрытым свечным отверстием одинаково, то это говорит либо об износе
цилиндра, неисправности поршневых колец (поломка, залегание, износ) или негерметичности посадки
клапанов.
Для определения причины неисправности через свечное отверстие в цилиндр заливают 15-20 см3 масла
и проверяют компрессию.
Увеличение компрессии говорит об износе колец или цилиндра.
Если же компрессия осталась неизменной, то это свидетельствует о негерметичности посадки клапанов.
Измерение величины компрессии при помощи компрессиометра производят при полностью открытых дросселях
карбюраторов, открытой воздушной заслонке и выкрученных свечах зажигания (карбюратор без топлива).
|
Внимание! Компрессия должна быть не менее 0,35 Мпа (3,5 кгс/см2).
|
Шумность работы двигателя определяется прослушиванием его при различных частотах вращения коленчатого
вала.
Во время работы двигателя не должно быть посторонних звуков:
стука поршневых пальцев и колец,
шатунных и коренных подшипников,
резкого высокого шума шестерен привода распределительного вала,
стука маховика.
Допускается равномерный стук клапанов и толкателей правильно отрегулированного механизма.
Нормальным является шум работы генератора,шестерен привода масляного насоса,привода распределительного
вала, если он не выпадает из общего фона.
Определения неисправности по стуку в двигателе.
|
Стук юбки поршня;
Прослушивается по поверхности цилиндра во время работы холодного двигателя на холостом ходу.
Стук сухой, металлический.
Он появляется сразу после запуска двигателя и уменьшается по мере его прогрева.
Подобный стук может иметь место в случае прихвата пальца в верхней головке шатуна.
Такой двигатель подлежит ремонту.
Стук шатунных подшипников;
Прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала, имеет глухой тон.
Усиливается при езде с горы с включенной передачей, при небольшом закрытии дроссельных заслонок.
Если отключить свечу цилиндра, в котором сработался шатунный подшипник, стук исчезает.
Двигатель необходимо ремонтировать.
Стук коленчатого вала;
Достаточно сильный, глухого тона, прослушиваемый на всех режимах работы двигателя.
Может быть вызван износом коренных подшипников, осевым смещением коленчатого вала и ослаблением затяжки
болта крепления маховика к коленчатому валу.
Необходимо разобрать двигатель и устранить неисправность.
Стук клапанов;
Звонкий цокающий звук,усиливается при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя независимо
от нагрузки.
Его частота вдвое меньше любого другого звука, хорошо слышен в зоне головки цилиндра на холостом ходу
при движении "накатом".
Возможная причина возникновения - увеличение зазора между коромыслом и клапаном, ослабление контргайки
регулировочного болта, увеличение зазора между клапанами и втулками, а также поломка клапанной пружины.
Необходимо отрегулировать зазоры в клапанном механизме, неисправные детали заменить.
Стук шестерни газораспределения;
Частый металлический не одинаковый по тону, прослушивается в зоне расположения шестерен на прогретом
двигателе на холостом ходу.
Двигатель допускается эксплуатировать, но при первой возможности шестерню необходимо заменить.
Предельно допустимые зазоры в сопряжениях мотоцикла "Днепр".
Детали сопряжения |
Величина зазора, мм |
Юбка поршня - зеркало цилиндра |
0,25 |
Поршневое кольцо - канавка поршня (по высоте) |
0,15 |
Замок поршневого кольца |
3,0 |
Поршень - поршневой палец |
0,01 |
Верхняя головка шатуна - поршневой палец |
0,03 |
Шатунные подшипники коленчатого вала |
0,10 |
Стержень клапана - втулка |
0,25 |
Втулка коромысла - коромысло |
0,12 |
Толкатель клапана - направляющая толкателя |
0,15 |
|
|