**************** ****************
Двигатель МТ10-32.
********************************
Двигатель МТ10-32 создан на базе двигателя МТ10-36.
В отличие от предшественника он обладает повышенным крутящимся моментом при малых и средних частотах
вращения коленчатого вала, что делает возможным значительно улучшить тяго-во-динамические показатели
мотоцикла для эксплуатации в сельской местности.
Максимальная скорость движения мотоцикла по шоссе -105 км/час, максимальная мощность в сравнении с
МТ10-32 уменьшена на 3 кВт, а частота вращения при максимальной отдаче мощности стала ниже на 700 об/м.
Характеристики двигателя МТ10-32 улучшены в результате применения распределительного вала с измененным
профилем кулачков.
Распределительный вал двигателя МТ10-32 полностью взаимозаменяем с валом предыдущей конструкции.
Его можно устанавливать на двигатели МТ9, МТ10 и МТ10-36.
На двигателе МТ10-32 вместо поршня МТ801-237 со сферичным дном установлен поршень с выталкивателем,
который имеет плоское днище.
Применение нового поршня дало возможность улучшить условия образования смеси в камере сгорания и
снизить теплонапря-женность.
Кроме того, в двигателе МТ 10-32 уменьшена ступень сжатия до 7,0 ед., установочный размер в цилиндре,
в сравнении с цилиндром МТ10-36, увеличен на 0,9 мм.
Новые цилиндры можно устанавливать на все ранее выпущенные модели мотоциклов Днепр с двигателями МТ.
В модернизированном двигателе МТ10-32 применяются карбюраторы К63Т.
|
Двигатель рис.1 - устройство, в котором тепловая энергия сгорающего топлива преобразуется в механиче-
скую энергию.
Этот процесс протекает за несколько последовательных стадий:
впуск топливной смеси,
сжатие,
расширение (сгорание),
выпуск отработанных газов.
Двигатели тяжелых мотоциклов, являются четырехтактными, т.е. рабочий цикл в них совершается за четыре
хода поршня (вверх-вниз), что соответствует двум оборотам коленчатого вала.
Схема двигателя приведена на рис.2.
|
В цилиндре 1 находится поршень 2, связанный через поршневой палец 3 с верхней головкой шатуна 4.
Нижняя головка 5 шатуна соединена с кривошипом коленчатого вала 6, который, в свою очередь, связан с
маховиком 7.
Крайние положения движущегося в цилиндре поршня называются мертвыми точками.
Положение, при котором поршень максимально удален от оси коленчатого вала - верхняя мертвая точка
(ВМТ); положение, когда поршень находится на минимальном расстоянии от оси коленчатого вала,
называется нижней мертвой точкой (НМТ).
Расстояние между верхней и нижней мертвыми точками называется ходом поршня, а пространство над
поршнем, находящемся в ВМТ, объемом камеры сгорания.
Пространство в цилиндре, освобождаемое при перемещении поршня из верхней мертвой точки в нижнюю,
называется рабочим объемом цилиндра.
Сумма объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра составляет полный объем цилиндра.
Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия.
Эти показатели являются важнейшими техническими характеристиками двигателя.
Рабочий цикл четырехтактного двигателя начинается с такта впуска, затем следуют такты сжатия,
расширения (рабочий ход) и выпуска.
Во время такта впуска цилиндр заполняется горючей смесью.
Кривошип коленчатого вала поворачивается на пол-оборота, а связанный с ним шатун перемещает поршень
от верхней мертвой точки к нижней.
В это время впускной клапан открыт, выпускной клапан закрыт.
По мере перемещения поршня увеличивается объем над поршнем, создается разрежение, и в цилиндр
всасывается смесь бензина с воздухом.
После заполнения цилиндра горючей смесью впускной клапан закрывается.
Во время второго такта - такта сжатия кривошип коленчатого вала совершает пол-оборота, заставляя
поршень перемещаться от нижней мертвой точки к верхней.
Оба клапана остаются закрытыми.
При этом рабочая смесь сжимается, температура смеси повышается, распыленные частицы бензина переходят
в газообразное состояние, происходит смешивание паров бензина с воздухом, в цилиндре создаются
благоприятные условия для сгорания рабочей смеси.
В конце такта сжатия электрическая искра воспламеняет сжатую горючую смесь.
Начинается следующий такт - расширение.
При сгорании рабочей смеси происходит химическая реакция соединения молекул бензина с молекулами
кислорода.
При этом выделяется большое количество тепла, давление образующихся в цилиндре газов резко возрастает.
Под давлением газов поршень перемещается от верхней мертвой точки к нижней и при помощи шатуна вращает
коленчатый вал двигателя.
Оба клапана при этом закрыты.
По мере перемещения поршня объем над ним увеличивается, давление и температура газов в цилиндре падают.
Во время четвертого такта - такта выпуска происходит удаление продуктов сгорания из цилиндра.
Коленчатый вал под воздействием накопившего энергию маховика совершает следующие пол-оборота, поршень
перемещается от нижней мертвой точки к верхней, впускной клапан при этом закрыт, а выпускной открыт.
Отработавшие газы выталкиваются поршнем из цилиндра.
Рабочий цикл заканчивается, начинается следующий.
Таким образом, в рабочем цикле четырехтактного двигателя только один такт - такт расширения - является
рабочим, остальные три такта требуют затраты энергии.
|
|