Для разборки генератора снимаем:
Крышку выпрямителя, поддев ее отверткой. Если это сделать аккуратно, то усики-защелки, крепящие ее,
не сломаются. Но впоследствии рекомендуем на выступающие концы двух противоположных стягивающих болтов
накрутить по гайке М5 - так надежнее.
Затем выкрутите два винта, крепящие реле-регулятор, и аккуратно снимите его в сборе со щеточным узлом.
Сам реле-регулятор Я212А11Е выходит из строя крайне редко, но если это случилось, знайте, что кроме
"родного" подойдут аналогичные - 36.3702 или 361.3702, применяемые на генераторах тракторов "Владимирец"
и современных "Волгах" с мотором "ЗМЗ 406".
Открутите корончатую гайку крепления шестерни. Сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд,
- на роторе отсутствует какая-либо лыска, за которую можно было бы ухватиться ключом.
Проблема решается с помощью больших пассатижей (держать за основание шестерни, а не за зубья!).рис1
Шестерня, как правило, "сидит" на валу с некоторым натягом. Чтобы снять ее, можно воспользоваться
универсальным съемником или же двумя рожковыми ключами "на 22", как показано на рисунке2.
Затем снимите с вала тонкую стальную шайбу, маленькой отверткой извлеките резиновое колечко из
внутренней проточки втулки и снимите с вала втулку, вынув ее из сальника.
Ключом "на 8" открутите четыре гайки стяжных болтов и снимите заднюю крышку генератора в сборе со
статором и выпрямителем. рис3.
Далее, если причиной ремонта послужила неисправность статора (это, кстати, не редкость), его придется
отделить от крышки.
Для этого необходимо отпаять от клемм выпрямителя три фазных вывода. "Родной" статор найти на рынке вряд
ли удастся.
Перемотать старый, в принципе, несложно, но этим должен заняться профессионал.
Выход из ситуации существует, но с условием, что у вас совершенно случайно оказался генератор 18.3771
или 181.3771, применяемый на тракторах Владимирского завода.
Его статор таких же размеров, но с небольшим конструктивным отличием.
Чтобы установить его на наш генератор, потребуется на токарном станке подрезать переднюю и заднюю крышки
корпуса со стороны статора на 6 мм.
После такой замены ток, вырабатываемый генератором при высоких оборотах коленчатого вала, увеличится до
55 А, но на малых оборотах напротив - снизится. Генератор будет возбуждаться лишь с 1100 вместо привычных
750 об/мин.
Продолжим операции с ротором, оставшимся в передней крышке.
Установив крышку на какие-нибудь опоры, алюминиевым или медным молотком нанесите несколько аккуратных ударов
по валу, при этом ротор выпрессуется из переднего подшипника (можно воспользоваться обычным молотком и
проставкой из мягкого металла).рис4.
Далее изнутри крышки открутите четыре винта, снимите фланец, распорное кольцо и выньте подшипник.
Посмотрите, что произошло.
Моторное масло, просочившееся через сальник, потекает через подшипник и вымывает из него
консистентную смазку.
Вот из-за чего и появляется тот самый визжащий звук, так знакомый владельцам наших генераторов.
С этим раздражителем мы еще поборемся.
А пока замените подшипник ном. 180503.
Кроме 500-ваттника, он применяется в генераторах Г-502 от "Запорожца", 26.3771 в некоторых моделей "Жигулей",
а также в уже упомянутых тракторах, поэтому найти его в продаже труда не составит.
Наша задача отвести от подшипника масло в случае его подтекания (совсем не подтекать оно не может).
Вспомните воротниковый сальник заднего моста и техническое решение, примененное там для отвода масла.
Попробуем "изобразить" нечто подобное и с помощью, например, бормашины прогрызем канавку, соединяющую
полость между сальником и подшипником с внутренней полостью генератора.рис5.
Посадку подшипника такая доработка не ослабит, а искомый эффект достигнем.
При необходимости замените и сальник (размер его 11x22x40).
Задний подшипник ном. 180502 выходит из строя значительно реже. Но если в нем ощутите заметный люфт,
меняйте и его.
При сборке генератора надо придерживать порядка, обратного разборки.
Напрессовывая на вал ротора переднюю крышку с подшипником, не забудьте предварительно надеть на
вал распорную втулку.
Резиновое колечко, находящееся под шестерней в проточке втулки, неплохо перед установкой смазать герметиком.
Перед надеванием задней крышки в сборе со статором протрите контактные кольца ротора спиртом или растворителем,
в случае сильного загрязнения их можно слегка почистить мелкой шкуркой.
|