На мотоцикле Днепр11 применяется генератор переменного тока Г-424
со встроенным выпрямителем БГ-2А (рис.1 и рис.2).
|
Технические характеристики генератора Г-424.
Номинальное напряжение, В |
14 |
Номинальная мощность, Вт |
150 |
Ток полной отдачи, А |
11 |
Частота вращения якоря, которая обеспечивает
напряжение 14В, об./мин, при нагрузке 0А 11А |
1300 2400 |
Максимальная мощность при кратковременных
перенагрузках, Вт |
200 |
Частота вращения отдачи максимальной
мощности, об./мин |
5000 |
Масса генератора, кг |
3,8 |
Направления вращения якоря со стороны привода |
правое |
Полярность массы |
отрицат. |
Сечение обмоточного привода ротора ПЭТВ, мм |
0,49 |
Количество витков ротора |
770+/-30 |
Сопротивление обмотки ротора при 20гр.С |
10.7+/-0,5 |
Сечение обмоточного провода статора АЭИВ, мм |
1,8 |
Количество фаз статора |
3 |
Количество катушек статора |
6 |
Количество витков в катушке статора |
18 |
Соединение фаз в обмотке статора |
звездой |
Соединение катушек в фазе |
последоват. |
|
Намотка катушек рядовая с распределением витков по слоям: в первой7, во второй6, в третей5.
Катушка с началом первой фазы должна надеваться на восьмой зуб, считая от фиксатора по часовой стрелке.
Устройство генератора
Генератор Г - 424 - синхронная трёхфазная электрическая машина с электромагнитным возбудителем.
Генератор со стороны привода имеет эксцентрический прилив для регулировки зацепления привода.
В подшипниках 17 (рис 2) с одноразовой смазкой двусторонним уплотнителем вращается ротор 18 (рис 2)
с обмоткой возбуждения и контактными кольцами.
Трёх фазная обмотка статора 19 (рис 2) соединена звездой с изолированной нейтралью.
Концы фаз припаяны к главным болтам, которые прикрепляют выпрямительный блок 1 (рис 2).
Две крышки 15 и 20 (рис 2) и статор стянуты тремя винтами М6, 13 (рис 2).
Щитки с токопроводящими пластинами прикреплены к щеткодержателю 7 (рис 2) и крышке 20 (рис 2)
не выпадающими винтами.
В генератор встроен полупроводниковый выпрямительный блок 1 (рис 2) который даёт возможность получить
на зажимах генератора постоянный ток. Выпрямительный блок состоит из трёх моноблоков, отлитых из
алюминиевого сплава с оребрением для отводу тепла. В каждый моноблок встроены два полупроводниковых
элемента противоположной полярности, электрическое соединение которых сделано с помощью двух шин -
*массовой* и изолированной. На второй шине находится контактный вин.
Выпрямляющий блок разборке не подлежит.
Под защитным кожухом 21 (рис 2), на вылете вала ротора 18 (рис 2), установлен осевой вентилятор 9 (рис 2)
для охлаждения выпрямительного блока.
Клеммы для присоединения генератора в электросхему мотоцикла собраны на общей выводной колодке 25 (рис 2).
Они имеют ограничительные шайбы, которые исключают возможность перепутывание проводов во время сборки и
самопроизвольного отсоединения их в процессе эксплуатации.
Характерной особенностью генератора является то, что при малой частоте вращения ротора обмотка возбуждения
генератора потребляет ток от внешнего источника тока (аккумуляторной батареи) и только после возбуждения
от аккумулятора при частоте вращения ротора, 2400 об/мин и выше, генератор переходит на работу от
самовозбуждения.
Эксплуатация генератора при полностью разряженных аккумуляторах невозможна - генератор не возбуждается.
Запрещено эксплуатировать генератор без нагрузки!
При эксплуатации генератора без нагрузки (обрыв или разъединения проводов, которые идут к пользователям )
на большой частоте вращения межфазовое напряжение переменного тока достигает значений, способных пробить
полупроводниковые элементы блока и вывести генератор из строя.
Конструкция генератора Г-424 даёт возможность свести до минимума уход за ним в процессе эксплуатации.
Использование подшипников 17 (рис.2) с одноразовой смазкой позволяет исключать периодическое смазывание
подшипников. Заводской смазки, хватает на весь срок службы генератора.
На контактных кольцах генератора Г-424 в процессе эксплуатации не образуется нагар, они мало срабатываются
и не засоряются щётковой пылью, поэтому не требуется частого притирания и периодической шлифовки.
Электрических щёток 5,6 (рис.2) установленных на генераторе, хватает на весь срок эксплуатации генераторов.
В процессе эксплуатации генератора проверяют надёжность затяжки гаек выводных болтов с кабельными
наконечниками, стягивающих винтов 13 (рис.2) и генератора, винт крепления вентилятора, гаек крепления
вентилятора.
После пробега мотоциклом 20000 км полость крышки генератора очищают от щётковой пыли со стороны
контактных колец.
Для проведения работ генератор снимают с мотоцикла, демонтируют кожух 21 (рис.2) и щёткодержатель 7(рис.2)
вместе с щётками с генератора.